Правительство сейчас решает, повышать ли коммунальные тарифы с 1 января из-за увеличения НДС и на сколько.

А сколько мы уже отдаём на оплату ЖКУ от своих доходов? Что будет с тарифами в ближайшем будущем и к чему может привести эксперимент Минэнерго по введению новой схемы расчёта? На вопросы «АиФ» ответил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.

15% зарплаты на «коммуналку» — это предел

Татьяна Богданова, «АиФ»: — Александр Владимирович, ваш институт недавно провёл исследование на тему расходов на жилищно-коммунальные услуги. Что получилось?

Александр Григорьев: — Мы считали долю расходов типичных домохозяйств в 15 городах-миллионниках (см. таблицу). Учитывали траты семьи на все без исключения ЖКУ: коммунальные ресурсы, содержание и текущий ремонт жилья, капремонт. Оказалось, что минимальная нагрузка на семейные бюджеты (7-10% от доходов) характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани за счёт довольно высоких заработков населения. А больше всего такую нагрузку (13-16%) испытывают жители Челябинска, Ростова-на-Дону и Волгограда. Вообще доля расходов на ЖКУ в районе 15% считается критической.

Сколько платят?

Город Плата за ЖКУ Доля расходов на ЖКУ в семье
Москва 8854 руб. 7,2%
С.-Петербург 8024 руб. 9,8%
Новосибирск 5411 руб. 10,7%
Екатеринбург 8633 руб. 12,2%
Н. Новгород 7641 руб. 12,4%
Казань 6236 руб. 9,7%
Челябинск 6328 руб. 13,6%
Омск 5895 руб. 11,7%
Самара 6248 руб. 11,7%
Ростов-на-Дону 7613 руб. 13,7%
Уфа 6840 руб. 12%
Красноярск 6261 руб. 11,2%
Пермь 6845 руб. 11,9%
Воронеж 6415 руб. 10,7%
Волгоград 6906 руб. 15,9%

В расчётах учитывались семьи из 3 человек, 2 из которых работают. Семья живёт в панельном доме 1990 г. высотой 9 этажей. Площадь — 50 м2. В квартирах есть приборы учёта электроэнергии, газа, горячей и холодной воды.

— Что это значит?

— Расходы на жилищно-коммунальные услуги не должны превышать 15% доходов семьи. Сверх этого уровня начинает возрастать риск массовых неплатежей, а ужесточение мер по повышению собираемости платежей не даёт результатов.

— «АиФ» изучал рост тарифов с 1 июля 2018 г. — большинство муниципалитетов превысило предельные индексы, установленные федеральным законом. А что произошло в городах-миллионниках?

— Предельные индексы платы, установленные по регионам, в 2018 г. фактически были превышены в 7 городах из 15 (в прошлом году таких было 8). Однако закон это предусматривает. К примеру, вот что происходило в последние годы в Волгограде, где доля расходов на ЖКУ оказалась самой высокой. С целью довести тарифы до экономически обоснованного уровня индекс платы систематически повышался в соответствии с постановлениями губернатора. В 2015 г. — до 15,26% (при базовом уровне индекса 8,8%), в 2016 г. — до 6,6% (4,3%), в 2017 г. — до 9,8% (4,2%). Некоторые жители в прошлом году обжаловали решение губернатора в суде, но все инстанции вплоть до коллегии Верховного суда РФ не нашли оснований для отмены решения. Коллегия отметила: губернатор региона имеет право повышать индексы платы сверх значения, утверждённого Правительством РФ, по просьбе представительного органа муниципального образования.

— Зачем тогда нужны все эти индексы, если тарифы у нас всё равно без тормозов?

— Есть у предельных индексов недостатки. Но они совсем не бесполезны. Всё-таки утверждаемые на федеральном уровне индексы платы представляют собой ориентир, нарушение которого учитывается при оценке работы региональных властей со стороны центра. Если бы их не было, тарифы точно были бы без тормозов.

Чем грозит эксперимент энергетиков?

— В этом году вступили в силу поправки в закон «О теплоснабжении», главная из которых — новая схема расчётов тарифов на тепло по методу «альтернативной котельной». В чём суть изменений?

— Предполагается, что новая методика расчёта поможет решить серьёзную проблему, существующую в теплоснабжении, — высокую изношенность сетей. Чтобы их заменить, нужны инвестиции, а инвестора надо чем-то привлечь. Никто не собирается в реальности возводить новую котельную. «Альтернативная котельная» — это некая расчётная величина, которая показывает, сколько стоит построить локальную котельную для подачи тепла в окружающие дома и какой для этого нужен тариф. Авторы «альткотельной» утверждают, что тепло в некоторых муниципалитетах, где его цена сейчас завышена, даже подешевеет. Возможно, это произойдёт в единичных городах (наши расчёты показали, что так может быть в Санкт-Петербурге), но большинство всё-таки ждёт повышение тарифа.

Используя калькулятор на сайте Минэнерго, мы рассчитали, как изменится тариф в 19 городах, которые выразили желание стать пилотными. Результат: везде участие в эксперименте может привести к росту тарифа. Причём в 11 городах он может быть существенным — от 20 до 84% (см. таблицу). Для доведения текущего тарифа до уровня «альткотельной» должен быть переходный период в 5 лет, и в эти годы он ещё будет ежегодно индексироваться (например, в связи с ростом цен на газ). Если взять в качестве примера Красноярск и предположить, что будет реализован 5-летний переходный период, а ежегодная индексация тарифа «альткотельной» не будет больше 4%, тарифы на тепло за это время вырастут не на 68%, а больше, чем в 2 раза. Иначе говоря, ежегодно в течение 5 лет тарифы будут увеличиваться на 15,35%.

Как может вырасти тариф на тепло?

Абакан +84%
Красноярск +68%
Новосибирск +53%
Апатиты +50%
Новокуйбышевск +40%
Тольятти +29%
Рубцовск +26%
Самара +26%
Кирово-Чепецк +22%
Балаково +21%
Смоленск +20%
Казань +14%
Орёл +14%
Пенза +12%
Йошкар-Ола +11%
Курск +9%
Липецк +8%
Барнаул +6%
Тамбов +4%

Надеюсь, перед тем, как начнётся реализация «альткотельной» в стране, федеральные органы власти обратят внимание на возможное увеличение тарифов. Повышение должно быть сбалансированным. Взрывной рост тарифов плохо закончится не только для населения, но и для теплоснабжающих компаний. Из-за социального недовольства местные власти могут пойти на попятную и ограничить тарифы, а инвестор, который рассчитывал на определённую прибыль и взял кредиты, понесёт ущерб, окажется на грани банкротства.

 

— Минэкономразвития предлагает поднять тарифы с 1 января на 1,7%, но в целом по году ограничиться 4%. Минэнерго же выступает за то, чтобы с нового года увеличить на 1,7%, а с 1 июля ещё на 4%. Что же будет с тарифами?

— Тарифы всегда будут расти. И задача регулирующих органов сделать так, чтобы этот рост был ограничен, чтобы учитывались интересы населения и нагрузка по оплате ЖКУ не превышала темпы роста доходов людей. Чтобы инвесторам давались честные сигналы, что никаких сверхприбылей не будет, но в целом это надёжный и крепкий бизнес. Меньше прибыль — меньше риски. Если на население не давить и не превышать долю расходов семей на жилищно-коммунальные услуги в 15%, оно будет исправно платить по счетам.