Как часто, следуя модным течениям, мы незаслуженно отвергаем то, что многие годы (а иногда и столетия) считалось эталоном высокого вкуса и красоты. Примером этого может служить противопоставление регулярного и свободного стиля в ландшафтной архитектуре. Много ли можно найти в наше время загородных усадеб с классическими партерами или ковровыми клумбами перед фасадом дома? Ответ напрашивается сам собой. Сказочная красота барочных садов эпохи Возрождения, классических дворцово-парковых ансамблей Франции хотя и не подвергается сомнению, но и не находит или почти не находит достойного продолжения в современном зеленом строительстве. Вероятно, ландшафтных архитекторов и дизайнеров отпугивают парадность стиля, не соответствующая заведомо малой площади земельного участка, а также трудоемкость воплощения и последующего ухода за насаждениями такого рода. Отчасти это справедливые опасения, но существуют и компромиссные варианты. Если не ставить перед собой задачу повторения большой Версальской перспективы на шести сотках, а обойтись скромной 5-10 метровой аллеей, регулярной клумбой, даже небольшим партером на 50-100кв.м., то замысел не кажется таким уж невыполнимым. Зато полученный результат при определенном уходе может стать предметом гордости хозяина участка.   Какие приемы садового искусства, пришедшие к нам из прошлого, достойны применения и в современном ландшафтном дизайне?

 

Самое доступное — это ковровая клумба из однолетних и многолетних цветов, рисунок которой может быть как простым, так и сложным, в зависимости от желания и возможностей хозяина. Если расположение дома и архитектурные особенности его фасада позволяют это, то украшением участка станет небольшая аллея с рядовыми посадками декоративных деревьев и кустарников в сочетании с многолетниками и/или однолетниками. Вершина любого партера — аккуратно подстриженные бордюры — невысокие живые изгороди от 0,5 до 0,8 метров высотой — и арабески — растительные узоры из цветов на фоне зеленых газонов. Совершенно не обязательно, чтобы арабески были сравнимы по сложности узора с витиеватыми мозаиками мусульманской мечети, достаточно круга, полукруга, сегмента окружности или овала. В данном случае важна стилизация, даже намек на стиль. В некоторых случаях узор образуют неширокие полосы газона, чередующиеся с цветной отсыпкой песком, мелкой галькой, толченым кирпичом и даже углем. Но этот вариант приемлем только для любителей эксклюзива, так как требует не столько больших материальных, сколько моральных и физических затрат.