Модерн, арт нуво, либерти – все это разные обозначения одного и того же изысканного художественного стиля, покорившего просвещенный свет в конце XIX – начале XX столетий. «Новое искусство», пришедшее на смену эклектизму, провозгласило идеи органической целостности содержания и формы объектов, приоритета плавных, текучих объемов, ясности и чистоты линий, сложной игры цветовых нюансов. Отзвуком тонких настроений искусства Востока в произведениях модерна стала изысканная стилизация природных форм.

Обращаясь к садовому искусству, будет, однако, затруднительно составить представление о своеобразии садов модерна в отличие от садов и парков реннесанса, классицизма или иных великих исторических стилей. Модерн, по существу, не вырос в полноценный новый стиль, т.е. такую систему художественных принципов, которая выражалась бы во всех проявлениях культуры данной эпохи. Он утвердился в основном в архитектуре, дизайне, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Все многообразие садовых стилей фактически укладывается лишь в два основных: регулярный (формальный) и пейзажный.

Первое стилевое направление (древнейшее в садово-парковом искусстве) основано на правильных геометрических формах и симметрии элементов сада. Регулярный планировочный принцип означает создание «искусственной» природной среды, полностью подчиненной воле и прихотям человека.

Второе направление, напротив, отвечает нашему стремлению слиться с окружающей  природой, запечатлеть ее естественную красоту. Строго говоря, созданные человеком ландшафтные сады нельзя назвать «естественными», однако порой они стилизованы под натуральные пейзажи настолько искусно, что представляются настоящими эталонами природного совершенства.

Произведения садово-паркового искусства, определяемые как сады в стиле модерн, на самом деле, относятся к пейзажному направлению. Мягкие и гибкие очертания форм рельефа и траекторий дорожек, отсутствие прямых углов и линий, правильных геометрических форм, выраженная асимметрия цветников, водоемов, декоративных растительных групп, цветовые и фактурные контрасты посадок – все это органично сочетается с принципами пейзажного стиля.

И все же, какими приемами воспользоваться, чтобы попытаться воссоздать в саду поэтическую, декадентскую атмосферу модерна? Некая принадлежность сада к этому стилю может достигаться введением силуэтов насекомых, птиц, гибких женских фигур (русалок) в детали беседок и мостиков, пергол и трельяжей, а также использованием типичных для модерна растительных орнаментов в кованых оградах, элементах декора дома.

Ваза Э. Галле. Многослойное стекло, резьба, 1900 гДиван Ч. Р. Макинтоша

Кроме того, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей  или зонтикообразной формой кроны: привитые формы ивы, рябины, вяза или березы. В таком саду вполне уместны вьющиеся и ползучие растения, характерные для флореальной пластики и росписей модерна – девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, ипомея, душистый горошек, настурция, тыква и кабачки. В общую картину прекрасно вписываются плетистые розы, способные создавать причудливые криволинейные узоры, а вот изящную глицинию, к сожалению, придется оставить для южных садов.

Необходимый штрих – разбивка цветников, преимущественно миксбордеров. Именно здесь царят во всем своем великолепии цветы, ставшие символами модерна – маки, пионы, ирисы, лилии, нарциссы. Динамичные миксбордеры, постоянно меняющиеся в своем непрерывном цветении, словно змейка, извиваются между яркой зеленью газона и темно- зеленым фоном кустарников.

Витраж Л. Тиффани, 1898-1900 г., Бостон, Массачусетс