Восток, как известно, — дело тонкое. В мусульманском мире традиции определяют весь уклад жизни людей, здесь мало что меняется с течением времени. На взгляд европейца мусульманское общество кажется консервативным и застойным, но у любого консерватизма есть и своя положительная сторона. На арабском Востоке люди ценят семейные отношения, уважают старших, готовы к самопожертвованию во имя высших целей. Художественное сознание здесь тоже несет на себе отпечаток консервативного отношения к прошлому. Мусульманское искусство, в отличие от европейского, не знает революционных вех в своем развитии. И сады Востока в этом смысле не являются исключением. Те сады, которые мы видим сегодня, воспроизводят старинные образцы многовековой давности. На Востоке сады  берегли и передавали из рук в руки как ценнейший дар, и время лишь отчасти было властно над ними. Поэтому, отдыхая в тени дерева какого-нибудь восточного садика и слушая мелодичное журчание  ручья, можно быть уверенным, что именно так и выглядел этот сад 100, 200 и более лет тому назад.

  Высшая ценность

 Ислам формировался в странах с жарким климатом, где высшей ценностью всегда была вода. По представлению мусульман рай – там, где воды всегда в избытке. На земле таким местом были сады – ведь, как правило, их сажали в местах искусственного орошения. К воде, как к драгоценности, относились с большим трепетом: ее оправляли в мраморное ложе бассейнов и каналов, заставляли плескаться в фонтане, не забывая потом собрать воедино все бесценные капли и направить мирно журчащим потоком в разные уголки сада.

Чор-бак

 Композиция исламских садов достаточно узнаваема. Прежде всего обращает на себя внимание подчеркнутая геометричность их плана. Основу ее составляет главный композиционный принцип – «чор-бак», что в переводе означает «4 сада». В соответствии с этим принципом территория сада делилась на крупные квадраты, каждый  из которых в свою очередь делился на еще более мелкие. Отдельные квадраты, из которых состоял сад, были подобны мозаичному панно, из которого складывалась целостная картина. Они отделялись друг от друга дорожками и рядами растений, а иногда и каналами с водой. В центрах квадратов частенько устраивались небольшие фонтаны или даже целые бассейны, от которых вода по системе каналов расходилась в разные стороны. Лиричные, тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую интимную атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, гуляющие павлины и поющие в золоченых клетках птицы. Пение птиц очень любили на Востоке. Оно  наполняло сад весельем и радостью.

Мусульманский сад в Малаге, Испания

Райские кущи

  В садах Востока декоративные растения соседствовали с плодовыми. Деревья айвы, груши, персика не только радовали глаз в пору цветения, но и услаждали посетителей вкусными плодами. Из цветов особой любовью мусульман пользовалась роза. Ее лепесткам приписывалась очистительная сила. Известен факт, когда  турецкий султан Магомет II, захватив Константинополь, повелел омыть храм св. Софии розовой водой, дабы очистить его от духа неверных. После этого храм был превращен в мечеть.

 Очень любили на Востоке и красиво цветущие луковичные растения – тюльпаны и гиацинты. Известная английская путешественница, посетившая Константинополь в начале 17 века, рассказывает  о чудесном саде из гиацинтов, рассаженных в продолговатых клумбах. Здесь любил проводить свободное время турецкий султан, наслаждаясь сильнейшим ароматом этих весенних цветов, который очень нравится восточным людям.

 При дворе султана ежегодно устраивался праздник цветения тюльпанов, напоминавший сцену из «Тысячи и одной ночи». В день праздника все дорожки сада устилались коврами, благовония окутывали сад, а на самом видном месте тысячи цветущих тюльпанов образовывали затейливые яркие узоры. При этом в разных уголках сада невидимые оркестры играли то веселые, то грустные мотивы. Богато разодетые  жены султана сопровождали его в саду, показывая самые красивые цветы, а затем начиналось обильное угощение, обставленное чарующими танцами и пением.