Романтический сад – немного запущенный, тенистый уголок, причудливо соединивший в себе стили нескольких поколений архитекторов. Романтический стиль возник в конце XVIII века, как сочетание регулярного и нерегулярного стилей, основными элементами которого являются «заброшенные» водоемы, руины старинных замков, беседки и ограды, увитые лианами, лабиринты и запрятанные в боскетах «места для поцелуев».

 

Романтический сад подразумевает обилие буйной растительности, взрослые деревья и кустарники. Он может быть и пейзажным садом, если не выделять в нем архитектурные детали, водоемы декорировать под естественные, а дорожки устроить так, чтобы они приводили в самые укромные уголки, скрытые изначально от глаз. Павловский парк Белая берёза, созданный театральным художником П. Гонзаго, представляет собой пейзажный парк с лужайками, перелесками и потрясающей системой дорожек, которая начинается из центра парка, где находится круг берез и восемь радиальных дорожек от него. Прямолинейность дорожек искусно скрыта от глаз деревьями. Парк Белая береза, в котором почти нет построек и нет ни одного экзотического растения – яркий пример пейзажного преобразования природы в период романтизма. Романтизм не просто сохранял природу, он преобразовывал ее, как преобразуют другие стили, но это

преобразование наименее «насильственно» и заметно.

 

 

Обращение к природе, однако, не исключает значимых элементов в садах и парках. В саду К. Моне Живерни нет ни одного пустующего клочка земли, яркие краски переходят в блеклые тона, которые затем сменяются еще более яркими мазками. Заняться декоративным садоводством Моне смог лишь тогда, когда его картины стали приносить доход. Моне «смешивал» в саду садовые и дикие растения, сажал широкими полосами синие ирисы, обрамлял их лиловой обриецией, – он не смешивал подряд все краски, а аккуратно наслаивал их одну на другую.

 

История романтизма

Если в садах классицизма большое значение имела античная мифология и символика, то в романтизме ее почти нет. Здесь главное – совпадение мелодии души и природы. Романтический сад – сад настроения, воспоминания. И для каждого из нас – это будет нечто свое, близкое только создателю. Это достаточно свободный стиль в ландшафте, нет строгих рамок, но в то же время нельзя сказать, что романтизм – отрицание правил. Романтизм следует «правилам» более сложным и прихотливым – правилам состояния души.

 

Французское слово romantisme, испанское romance и английское romantic означало в XVIII веке нечто «странное», «фантастическое», «живописное». А в XIX веке романтизм становится новым направлением стиля, противоположного классицизму. И в то время романтизм понимался, не как нечто романтическое: «с прогулками и поцелуями при луне», а романтизм в плане свободомыслия, наиболее четко проявлявшегося у поэтов того периода. Не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе и доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.