Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея  сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

Типы садов

 Условно различают 6 типов китайских садов – императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина.  Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны  с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

 Особенности планировки и использование основных  ландшафтных компонентов

 По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался  «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада – способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», — пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента – воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в  то время как  струящаяся вода – символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».