«Мой сад – моя жизнь», – пожалуй, это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именно в Индии – огромной стране с многообразными природными ресурсами – отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийского садово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи. При этом, даже находясь на перекрестке цивилизаций – а долгое время именно здесь Запад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему и по сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторенным и неповторимым.

 

В отличие от многих других стран, в Индии сады никогда не были лишь способом организации пространства вокруг дворцов или других построек или тем более декоративным элементом. Садово-парковое искусство для индусов – это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их онтологических представлений и верований. Один из древнейших индийских культов – культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. О долгой истории этого культа свидетельствуют археологические находки: изображения деревьев присутствуют на печатях, обнаруженных в Мохенджо и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Позднее особое почтение к деревьям не только не было утрачено, но и вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая – каждый период жизни Будды связывается с определенным деревом. Более того, зарождение буддизма в прямом смысле происходит на фоне древнейшего индийского парка: по преданию, Будда родился в саду Лумбини, представлявшем собой по одной версии саловую, а по другой – ашоковую рощу и предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. Легенда также гласит, что мать Будды, Махамайя, во время родов держалась за ветки дерева. Таким образом, садово-парковое искусство неразрывно связано с основным жизнеобразующим принципом индусов – с буддизмом. Являясь, следовательно, важнейшей формой духовной жизни народа, ландшафтная архитектура находит отражение и в других видах индийского искусства. Так, «Махабхарата» и «Рамаяна» – знаменитые эпосы Древней Индии, относящиеся к V веку до н.э., – подробно описывают городские сады и парки и обитающие в них растения: манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос.

 

 То же представляет собой индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? В силу того, что его история насчитывает как минимум три тысячелетия, ответить на этот вопрос одним абзацем невозможно. Пожалуй, на него вообще не существует ответа, поскольку «индийский сад» – это не термин, обозначающий определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны заклинателей змей безотносительно их стиля. Если все же попытаться классифицировать индийские сады, то в истории их строительства можно выделить три основных периода.

 

Первый период охватывает время со II по IV столетие нашей эры и считается «Золотым веком» индийского садоводства. Именно в этот период садово-парковое искусство проникает во все сферы жизни: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев. Все они имели особый духовный смысл и были посвящены богу Индре. Вместе с тем у них было и совершенно практическое значение, поскольку в этот период сад становится главной сценой, на которой разворачивается жизнь индийских аристократов: именно в саду, а не в доме проходили и деловые переговоры, и светские увеселения. Даже любовные утехи имели своим фоном не дворцовые покои, а скрытые от посторонних глаз уголки сада, о чем свидетельствуют многочисленные индийские миниатюры, изображающие сцены любви на лоне природы. Такая функциональная значимость парка этого периода требовала соответствующей оснащенности. Обязательными его элементами были водоем, утопающий в кустах жасмина павильон, качели. На ветках манго и баньяна висели клетки с птицами, а в прудах плавали лебеди, гуси и утки.

 

Параллельно дворцовому парковому искусству в это время развивается такая уникальная форма индийского ландшафтного строительства, как буддийский храмовый сад. Для буддизма разведение сада и уход за ним – это почти религиозный акт, позволяющий достичь единения с природой и состояния абсолютного созерцательного покоя. Вот почему буддийские монахи большую часть своего времени тратили на разбивку садов при монастырях. Как правило, это были обширные цветущие рощи ашоки и кадамбы. В настоящее время храмовый парк забыт у себя на родине, но его образцы можно увидеть в Таиланде: пагоды Бангкока расположены среди живописных садов, украшением которых служат ашоковые деревья.