Традиционные способы поиска бригады рабочих для ремонта — рекомендации знакомых и доски объявлений в Интернете. Если вы ставите специфические задачи (например, хотите выстроить подиум или жилые антресоли), стоит заглянуть на специализированные форумы и в блоги, чтобы найти мастера, имеющего опыт подобных работ; только не забудьте изучить отзывы прошлых клиентов. Кроме того, в наши дни активно развиваются онлайнсервисы услуг по строительству и ремонту. Действуют они по принципу приложения Uber: вы размещаете предложение, а исполнители (для которых сервис платный) откликаются на него. При этом мастера, сотрудничающие с таким сервисом, несут ответственность за качество услуг, так как от вашего отзыва зависит их рейтинг и количество новых заказов.

Теперь — о стоимости работ. Как правило, она рассчитывается индивидуально с учётом конкретных условий (например, при устройстве стяжки пола — от величины перепадов уровня основания и типа планируемого покрытия). Однако существуют и усреднённые расценки, на которые можно и нужно ориентироваться. Не бойтесь торговаться — это нормальная практика любого рынка. Желательно оговорить (и обозначить в договоре) стоимость каждого конкретного этапа или комплекса работ с поддающимся контролю результатом, например возведения перегородок или оштукатуривания потолков. Оценка должна проводиться только на объекте после осмотра базовых конструкций и поверхностей с изучением их геометрии и локальных дефектов; а в старых домах, кроме того, на этом этапе желательно обследовать перекрытия. При таком подходе и строители, и заказчик избавлены от неожиданностей и неприятных споров о корректировке сметы.

Тщательно проверяйте качество скрытых (черновых) работ. Дефекты должны быть выявлены и ликвидированы до начала следующего этапа ремонта. В случае серьёзных сомнений имеет смысл пригласить строительного эксперта. Стоимость этой услуги в ведущих компаниях стартует от 10 тыс. руб.

Иногда при заключении договора заказчику демонстрируют подробную роспись всех стадий отделки, в том числе промежуточных, например шлифовки и грунтования. Это небольшая хитрость крупных фирм (цены которых, как правило, несколько завышены), призванная внушить клиенту, что его средства расходуются целесообразно. Не стоит изучать список — обращайте внимание лишь на графу «Всего» и сравнивайте её с рыночными расценками.